Главная » Статьи » Мои статьи |
2. Исторические памятники. 2.1. Свято – Никольская церковь. С тех времён до нас дошло не так много исторических сооружений, одни были разрушены или сгорели, другие, например, Свято-Никольская церковь, пострадали в результате исторических событий. Мы стараемся уберечь это прошедшие сквозь время наследие и прославить его, чтоб люди не забывали о прошлом о своих предках и своей родине. Я постараюсь ознакомить вас с памятниками старины и с людьми, которые их создали. Свою работу хотелось бы начать с одного из главных архитектурных памятников нашего села, это Свято – Никольская церковь. Это не только для меня, но и для всех жителей села наиболее известное, знакомое с детства сооружение. Храм имеет два придела, тесно поставленных вокруг центрального столповидного здания. Церковь всегда была белой и покрыта железом. 12 мая 1766 года командиру сибирского корпуса доставлена грамота от Тобольской духовной консистории о том что в Пресногорьковской крепости необходимо построить церковь.(6.с.7.) Строительство церкви длилось приблизительно три года. Так и неизвестно кто проектировал сооружение. Кто был этот человек? Вероятно был тот, с кем он советовался, с кем-то спорил, кто-то ему помогал, кто-то мешал. Дело рук архитектора даёт о себе знать в общем расположении. Отсюда выбор самого высокого места между двух озёр. Проект оказался удачным. К 1799 году строительство было завершено, церковь «имела два придела – во имя святого Николая Чудотворца и Казанской Божьей матери, летний и зимний, вокруг церковь была обнесена забором». Таким образом, церковь возвышалась на самом видном месте. Как утверждают источники, прихожан было много, люди даже приходили с окрестных деревень. Особенно много людей собиралось на праздник Покрова Святой Богородицы 14 октября. Этот день был престольным праздником сибирских казаков. По описанию 1900 года «престолов в ней два в главной Холодной, Во имя Казанской Божьей матери, и в Тёплой – во имя Святителя и Чудотворца Николая, каменная на средства прихожан, прочна но требует ремонта, в летнее время когда открывается храм холодный – поместительна, в зимнее время, когда закрывается холодный – малопоместительна». Можно сказать что церковь не могла вместить всех прихожан, поэтому были построены церкви ещё в станицах Звериноголовской, Кабаньей, Пресновской и Песчаной (сгорела в 30-х годах 20 века.) так же часовни имели казачьи Посёлки Престноредутский, Крутоярский, Камышловский, Екатерининский. Крестных ходов в станице совершалось два, это первый в 9 пятницу после Пасхи, второй 8 июля в память прекращения заразной болезни на людей и скот. Богослужение в церкви совершались в дни Великого Поста для голодающих и во время крестных ходов для прихожан. Особо чтили икону Святой Матери Параскевы. Люди чтили церковь, всячески облагораживали: «её украшали все жители села, дарили кто что может. Колокол в 64 пуда подарила вдова офицера Ядрилова. Дарили ковры, скатерти… В субботу перед праздниками девушки ходили мыть пол, ребята носили воду. Украшали церковь садовыми и полевыми цветами, зимой бумажными венками и букетами.» (Демченко М.Я.) Приходя утром в церковь в праздничный ясный день, прихожане любовались, как солнечные лучи в изобилии проникали через высокие окна, освещая светом многочисленные иконы иконостаса и фрески на стенах. Сияние церковной утвари, огни свечей и ламп – всё придавало внутреннему облику церкви во время служб и церемоний красочность, поражало своим скромным великолепием. Нетрудно представить, как станичники, неизбалованные роскошью, тяжёлым трудом добывающие свой хлеб, надевая свою лучшую одежду, чинно, всей семьёй шли в храм молиться. Необходимо сказать о людях, служивших в нашей церкви: это священник Яков Николаевич Киселёв. Служил в приходе с 30 декабря 1890 года. В это время ему было 35 лет, был студентом Тобольской духовной семинарии, имел набедренник. Родился в Новоникольском Петропавловского уезда. Псаломщик Василий Иоаннов Серебренников 69 лет из низшего отделения семинарии, служил в церкви с 15 июля 1850 года. Родился в станице Пресногорьковской. Не могу не упомянуть о моём прапрадеде, Петре Лученинове, который служил старостой в церкви, впоследствии, вместе со священником В. Преображенским, они были расстреляны, как участники Западно-Ишимского мятежа. (4.с.8.) Торжественное и жизнерадостное строение стало ядром станицы, которому подчинялась последующая планировка села. Благородная простота постройки говорит о тонком вкусе не только архитекторов, но и заказчиков. Внушительная строгость церкви должна была показывать силу и политическое значение государства, указывала на преимущество духовной церковной власти над светской. Превосходная техника кладки, уникальность раствора – всё это говорит о высоком уровне работы мастеров. Старожилы рассказывали, что в 1931-1932 годах, когда церковь пытались разрушить, чем бы ни долбили стены, не могли их сломать, говорят уникальность раствора в том, что он был замешан с добавлением яичного белка. . Имущество церкви было описано или разграблено. Сбрасывали колокола, снимали кресты, растаскивали всё что было внутри. Некоторые иконы были переданы в «Петропавловский музей» (Демченко М.Я. 85 лет.) Первоначальный иконостас церкви также не сохранился. Наиболее ярые комсомольцы, пытаясь испортить фрески или сорвать иконы, падали, ломали конечности. Церковь защищалась сама. Нельзя и не упомянуть о старинном кладбище вокруг церкви, где похоронено много людей, тут же и находится могила начальника Омской крепости Василия Ивановича де Сент-Лорана (умер при объезде области). Многие могилы не известны. Наш учитель истории, Виниченко С.Н., при очистке территории церкви обнаружил захоронение. По всей видимости, там была похоронена молодая девушка. Хорошо сохранилась большая русая коса волос. В нашей семье вспомнилась история, которую рассказывала моя прабабушка, а ей рассказывали старшие, что когда-то в крепости умерла молодая девушка. На третий день её отпевали в церкви. Она лежала как живая, будто она спала, но не дышала. Возможно, это был летаргический сон. К концу церемонии умершая села в гробу. Все люди «пали ниц». На третий день после пробуждения девушка умерла. Её схоронили возле церкви, как святую. Существует версия о таинственном подземном ходе, который находится глубоко под строением и ведёт к «солёному» озеру. Хотя это мало вероятно, но нельзя эту версию игнорировать. Если углубиться в историю, то при строительстве церквей люди думали также о безопасности. Помимо наземных оборонительных сооружений в крепостях создавались и подземные тайники к воде на случай осады, а также «слухи» - подземные галереи для неожиданных вылазок. И если взять во внимание то, как основательно велось строительство, продумыва-лось всё до мелочей, то всё может быть. Уже в советское время церковь решили превратить в клуб. С южной стороны церкви была сделана пристройка для сцены клуба, на втором этаже настелили пол и сделали библиотеку. Дальше, с 1957 по 1983 год, церковь использовалась как пожарная часть. К тому времени разобрали колонны центрального входа, разобрали ворота, а в алтаре поставили электродви-гатели. 6 ноября 1990 года по инициативе Н.В.Коляды и председателя сельского Совета Н.Д.Виниченко был приглашён отец Виктор, настоятель Косьмо-Демьянской церкви города Кустаная. Церковь была освещена во время большой метели, но людей всё равно было много. С 1991 года в церкви снова стали служить священники. В течении этих 14 лет проводились небольшие реставрационные работы. А настоящая реставрация Свято-Никольской церкви как исторического и архитектурного памятника, началась по инициативе Акима области С.В.Кулагина в 2005 году. Теперь это культурное достояние не только нашего села, но и всей области. Откуда ни посмотришь на церковь, отовсюду она видна как на ладони. Особенно привлекателен вид с Пресного озера. Далеко виден её купол и колокольня, утопающие в зелени. Спокойствием, величием и торжественностью проникнута эта панорама. | |
Просмотров: 751 | Рейтинг: 5.0/1 |