Главная » Статьи » Мои статьи |
1.3. Заселение крепостей. С самого начала заселение крепостей представляло очень трудную задачу. На новой линии предлагалось разместить 1290 человек регулярного войска, 2352 нерегулярного, всего 3642 человека. К тому времени в крепости Пресногорьковской (заложенной 13 июля по старому стилю) находились солдаты Олонецкого полка, Нашебургского, Вологодского полков, нерегулярных казачьих: капитан Олонецкого полка, два капрала, барабанщик, 25 драгун, 20 солдат Вологодского полка, два денщика из рекрут, 24 казака и «протчих» - 75 человек. Но для строительства крепостей и редутов рабочих рук всё равно не хватало, поэтому в сентябре были назначены казаки: «Курганской слободы деревни Первухиной, Филипп Перфялин, Белозерской слободы деревни Куликовой Фёдор Корюкин, Егор Шорин, деревни Смолиной Григорий Чуляков, Григорий Казанцов, Сергей Мамонтов». А также для строительства посылались на временную службу сибирские казаки, казаки донского и Яицкого казачества, и башкиры. Всего на линию было послано 2518 башкир, два полка драгун – Ревельский и Азовский, приведённые Киндерманом 800 казаков, один эскадрон регулярных войск.(с.43) Таким образом население крепостей постоянно пополнялось, для этого необходимо было улучшать жилищные условия, создавать поселения. В 1765 году проектировалось построить церковь, магазин, «пирамиду», «навес обозу», 6 офицерских покоев, «канцелярку», колодезь. В гарнизоне крепости состояли подполковник, полковник, адъютант, поп, подьячие, трубачи, литавристы, габонисты, поручики, прапорщики, вахмистры, квартмейстер, капралы, барабанщики, слесари, кузнецы, седельщики, коновалы и т.д. Численный состав гарнизона на 1755 год составлял 257 человек, 11 татарских казаков при одном пятидесятнике, толмач, татарин и целовальник у продажи соли. Возле самой крепости находилась слобода (форштадт), в которой жили казаки, около находился небольшой лагерь, из 40-50 башкир и татар под начальством сотника. Эти люди ежегодно менялись и жили в «камышовых шалашах, которые они умеют хорошо утеплять.»(с.45) В крепостях и редутах горькой Горькой линии проживали люди разных наций, социальных групп, населяющих Зауралье, Юг западной Сибири, Украину, пленных поляков, французов, пришлых (иногородних), бог знает от куда. Все они внесли свой колорит в культуру и быт «Горькой линии». После восстания на Украине под руководством Железняка в 1770 году на линию прибыла группа ссыльных запорожских казаков, всего 138 человек. Они носили традиционную украинскую одежду, широкие шаровары, придерживались обычаев и традиций «запорожской сечи». С их появлением в станице появились некоторые изменения, например, начали белить землянки, делая их похожими на украинские хаты. Казачки стали заправлять помидорами традиционные щи, так украинский борщ занял достойное место на столе. В конце 18 века и начала 19 века определялись в казаки отбывшие сроки и выпущенные из острогов невольники, а так же каторжники, исполняющие фортификационные работы, лица их были изуродованы клеймами, ноздри вырваны, вообще народец был ещё тот. Подростки до зачисления на казённое жалование, волочили жалкое существование. 13 декабря 1808 года командир 24 дивизии генерал Глазенап приказал атаману Телятникову принять меры к привлечению приграничных казахов на внутреннюю сторону с целью образования осёдлых поселений. Казахам разрешалось селиться в форштадтах, постепенно обязывая их выполнять повинности наряду с казаками. В указе императора Александра I от 23 мая 1808г. требовалось «покупать или выменивать на линии» казахских детей с тем чтобы по достижении ими 25 лет все должны быть свободны и записаны либо в линейное казачье сословье либо войско.(5.с.28.) Большое влияние на физический тип сибирского казака, его язык, традиции и быт оказали тесные контакты с коренным населением. Казаки могли спокойно разговаривать на казахском языке. Всем известно казахское гостеприимство, доброта, отзывчивость. В тяжёлое время раскулачивания казахи, жившие в землянках за Салотопником, спасли семью моей прабабушки, когда их выселили из собственного дома с пустыми руками. Прабабушка часто рассказывала ,что когда её мать, уже старушка, решила уехать к родственникам, то нашлись люди, которые сообщили в соответствующие органы и уже на вокзале её задержали. С неё сняли шубу, забрали шаль и какой-то казах пожалел её и привёз из Троебратного назад в Пресногорьковку в санях. Он укутал её чем мог и обложил соломой, чтобы она не замёрзла, но она , всё-таки , сильно простыла и весной умерла. Можно приводить множество примеров казахского гостеприимства. Моя бабушка вспоминает как её, пятилетнюю оставили ночевать у казахов. Когда стемнело, она стала плакать и проситься домой, тогда хозяин взял домбру и стал петь для маленькой девочки. Она слушала и незаметно уснула. И сейчас русские и казахи, а также люди других национальностей в Пресногорьковке живут дружно, работают, учатся, вступают в браки. В октябре 1758 года генерал Фрауендорф приказал принимать принявших христианство джунгар. Джунгары, преследуемые цинскими войсками, в большом количестве шли в крепости под защиту драгунских полков. Джунгары, проливавшие кровь в казахских аулах, не знавшие жалости сами потянулись в крепости, спасая детей. После окончания войны 1812 года на линию привели пленных поляков, союзников Наполеона. В октябре 1813 года их прибыло 416 человек. Они были расселены по 1-2 человек в крепость, а командиру предписывалось «всеми мерами склонять в вечное подданство», «если кто пожелает, немедля приводить на верность присяге, из чего никак не позволять вступать в обязанности супругов».(6.с.8.) Далее. Французы, были плохо приспособлены для жизни в условиях резко-континентального климата Западной Сибири, статистика умалчивает, какое количество пленных французов пережило суровую зиму. Но факт о пребывании их в Пресногорьковке неоспорим. Численность ссыльных на линию сектантов-раскольников, достигла к 1871году 326 человек. Среди пресногорьковчан были раскольники, они молились в часовне построенной неподалёку от станицы. (Лес «Крестовый» не случайно носит такое название). Старожилы вспоминали, что были такие люди: их называли «двоеданы». Они никогда не пили воду из чужой кружки и не ели чужой ложкой. Питались они всегда в одиночестве и были угрюмыми и молчаливыми. Женское население станиц пополнялось в основном за счёт девушек коренной национальности. К середине XVIII в. царизм нашёл источник из которого рекрутировались женщины. В 1751г. отдан указ о «не отправлении в Рогервик женщин осуждённых к смертной казни, а об отселении их в Сибирь. После наказания кнутом их отправляли, не вырывая ноздрей и не ставя клеймо на лице. В 1759г. Воеводы Тобольска встретили две партии колодниц и должны были распределить их по крепостям. 77 молодых женщин были признаны к супружеской жизни и высланы в крепости. Среди них были детоубийцы, мужеубийцы и «поджигатели помещичьих имений».(5.с.4) Из всего этого можно сделать вывод, что основными источниками формирования населения «Горькой линии» в 18 – 19 века был разный метод: ссыльные, вольные, беглые, колодники. Представители разных национальностей основали Пресногорьковку: поляки, французы, казахи, башкиры, украинцы, государственные крестьяне, выходцы с Дона и Яика. Очень много народов, национальностей, культур тесно соприкоснулись и оставили свой след на этом кусочке земли. | |
Просмотров: 790 | Рейтинг: 5.0/1 |